Что такое аюрведа
Аюрведа – бесценный дар Индии человечеству. Аюрведа – это знание о здоровье и долголетии человека, которое корнями уходит вглубь веков. Аюрведу еще называют «наукой жизни», потому что ее название состоит из двух частей – «Аюр» (что переводится, как «жизнь») и Веда («знание»). Аюрведа включает в себя различные средства и методы (терапевтические, профилактические, гигиенические), которые способствуют физическому, умственному и духовному здоровью человека. Аюрведа – древняя медицинская наука которая не предписывает своим пациентам химические препараты. Достоинство Аюрведы в комплексном подходе к здоровью человека.
Знакомство с Аюрведой открывает перед каждым из нас новые аспекты нашей жизни, начиная с философии и заканчивая традиционной аюрведической медициной. Аюрведическая медицина является целостной научной системой и её знания – это лишь небольшая часть древнейшей, всеохватывающей, но в то же время простой и понятной медицины, которая получает всё большее распространение в наши дни. Аюрведическая косметика разработана 100% на растительной основе, не содержит консервантов и других искусственных компонентов. Обладает сильным омолаживающим действием и эффективно устраняет проблемы кожи, имеет гарантированный результат при регулярном применении. Аюрведическая косметика безопасна, гипоаллергенна, не вызывает побочных эффектов, активизирует скрытые возможности организма. В результате использования аюрведической косметики активизируются процессы регенерации, что предупреждает увядание и омолаживает кожу.
Аюрведа рассматривает Вселенную как единый, живой организм, устроенный подобно нашему телу. Каждое действие во Вселенной имеет причину и следствие. Каждая точка Вселенной, содержит информацию обо всей Вселенной. Все объекты Вселенной находятся в неразрывной связи друг с другом.
Аюрведа рассматривает дисгармонию как единственную причину болезни. Методы и способы лечения в аюрведе, в случае правильного и своевременного применения не имеет побочных эффектов и действуют на всех стадиях болезни. Ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, вкусотерапия, минералотерапия, иглоукалывание, точечный и энергомассаж, духовные практики – действуют на эфирное тело на первой и на второй стадии болезни. На третьей стадии болезни – добавляют диетотерапию, правильный распорядок дня, пищевые добавки, фитопрепараты, в т.ч. расаяны. На четвёртой стадии болезни следует применять методы очищения организма, иглоукалывание, гомеопатию фитотерапию, точечный и общий массаж, гирудотерапию, пчёлоужаливание, бальнеотерапию, лечебную и дыхательную гимнастику, диетотерапию и методы психофизиологической регуляции.
Аюрведические лекарства действуют мягко, постепенно и не вызывают побочных эффектов, в отличие от современных фармакологических препаратов, которые подчас более страшны, чем сама болезнь. Аюрведические лекарства не подавляют, а активизируют механизм саморегуляции организма: они бьют точно в цель, уничтожая врага, а не здание, в котором он находится – они не загоняют болезнь внутрь, превращая её, в хроническую, а вытаскивают её наружу. Они обладают очищающим, тонизирующим и омолаживающим эффектом. Аюрведа говорит о психосематической природе болезни, то есть, что болезнь не порождается только телом, но в равной степени и умом.
Древнейшая система Аюрведа является в Индии наукой жизни и основана на том, что деятельность тела подчиняется законам природы. Слово Аюрведа в переводе с санскрита означает “знание жизни”. В нее входят знания о здоровье и факторах, ответственных за его поддержание. Аюрведическая система, как очень совершенная система медицины, может избавить человечество от многих ненужных проблем и болезней. Все заболевания согласно Аюрведе подразделяются на два вида: это болезни кармические, которые мы закладываем своим мышлением, и болезни, которые возникают от нашего невежества.
Аюрведа – наука медико-метафизическая. Это значит, что это высшая медицина, первоисточник медицинских знаний, а слово “мета” означает тонкое тело, в нем заложены причины болезней. Современная медицина лечит симптомы болезней, оказывает временную помощь физическому телу, но болезнь не уходит, а опускается в более глубокие ткани тела. Уникальность аюрведических знаний состоит в общих для всех универсальных принципах, применяемых в любых условиях. Следуя им, можно избавиться от болезней “невежества”. В современном обществе возникла неразбериха в выборе правильной системы оздоровления и образа жизни… Аюрведа утверждает, что, когда придет пора умирать, умереть можно в здоровом теле, не обязательно в больном.
В достижение чистоты храма души в Аюрведе входит внутренне и внешнее очищение.
Аюрведа – болезнь и ама
В основном лечение болезни заключается в том, что сначала мы очищаем организм от амы, затем восстанавливаем доши, а потом опять набираем вес. Потом у нас снова накапливается ама, мы снова начинаем от нее избавляться, и так до тех пор, пока не попадем в Духовный мир.
Болезнь появляется из-за того, что в организме накапливается ама, токсические продукты несварения.
Все начинается с пищевого канала. Когда он забит, продукты распада начинают подавлять Агни – внутренний огонь, огонь пищеварения, и человек не получает достаточного питания. Он ест и, тем не менее, чувствует слабость из-за того, что основной пищевод и кишечник забиты токсинами. Ама из поверхностного состояния в кишечнике и желудке проникает в другие дхату, в другие ткани. Важно, чтобы продукты жизнедеятельности человека (отходы – малы) своевременно выводились из организма.
Степень проявления болезни зависит от того, как глубоко ама вошла в ткани. Все смертельные и хронические болезни начинаются с простого несварения желудка.
В Аюрведе сказано, что болезнь — это желание организма избавиться от токсинов. Организм создает критическую ситуацию, в результате чего поднимается температура, и тогда болезнетворные микробы сжигают аму. Если человек не предпринимает никаких попыток, чтобы избавится от амы, то организму приходится самому принимать меры.
Существует четыре стадии, через которые проходит лечение болезни в Аюрведе:
- Первая — установление причины болезни.
- Вторая — избавление от избыточной доши, которая стала причиной болезни.
- Третья — уравновешивание дош и разжигание огня пищеварения, который поможет сжечь избытки амы и токсических веществ.
- Четвертая — восстановление поврежденного в организме.
Современная медицина устраняет только симптомы болезни, не устраняя причину. Это не дает организму избавиться от дальнейшего накопления амы. В итоге, ама проникает еще глубже. Симптоматическое лечение приводит к тому, что болезнь, даже, несмотря на то, что симптомы могут быть устранены, переходит в более тяжелую стадию.
Аюрведа – методы очищения
Детоксикация
Аюрведа говорит, что если у человека накопилась ама, он плохо себя чувствует и все время ощущает слабость, в таком случае можно принять несколько различных курсов лечения. Однако прежде чем лечить появившуюся болезнь, сначала следует избавиться от накопившейся амы. Для этого Аюрведа предлагает предварительную детоксикацию.
Детоксикация в Аюрведе может иметь разные уровни. Если у нас накопилось очень много токсической амы, и мы сразу предприняли глубокую детоксикацию, то ама, вышедшая после этого на поверхность, может даже оказать на нас пагубное влияние. Поэтому, прежде всего, необходима постепенность. Аюрведа говорит о предварительной детоксикации, мягких методах для предварительного очищения организма. Когда же основные “золотые” запасы амы удалены из тела, можно идти уже более глубоко в ткани и удалять оттуда хроническую аму.
Аюрведа говорит, что самое лучшее время для начала детоксикации — конец весны или лета, а осень и зима — самое лучшее время для того, чтобы набрать вес, потерянный во время детоксикации.
Определить, какая доша воспалена, легче всего по следующим признакам: сильная, резкая, острая боль указывает на то, что возбуждена вата. Признаком возбужденной питты являются все воспалительные процессы, покраснение, а если накапливается жидкость — гной, слизь или что-то подобное, значит, возбуждена капха. И далее по этим признакам можно определить, какой природы болезнь.
Аюрведа оперирует тремя понятиями соотношения дош у человека:
- Пракрити – изначальная природа, соотношение дош, заложенная в человеке при рождении. Она указывает на сильные и слабые стороны, в том числе и предрасположенность к определенным болезням
- Викрити – соотношение дош на данный или любой другой момент времени. Может не совпадать с пракрити.
- Тридоша – равеновесие дош, гармоничное состояние, свидетельствующее об отсутствии дисбаланса, здоровье и счастливой жизни. Тридоша – это именно то, к чему следует стремиться.
Аюрведа – панчакарма
Панчакарма
В зависимости от того, какая доша воспалена, применяются различные методы очищения. В Аюрведе они представляют собой панчакарму. Это рвота, слабительное, клизма, промывание носа и кровопускание. К рвоте прибегают в случае возбужденной капхи, к слабительному — в случае возбужденной питты, а клизма делается в случае вышедшей из равновесия ваты. Закапывание в нос употребляется, если ама накопилась в голове и мозгу, а кровопускание в случае, если заражена кровь. Самым главным и безболезненным из всех этих очистительных методов являются аюрведические клизмы. Однако и здесь нужно следовать определенным методам предосторожности. Очищение организма является важной частью восстановления правильного функционирвания всех тканей человеческого тела, называемых в Аюрведе дхату. Панчакарму – комплекс процедур, к которым следует относиться очень ответственно и проводиться они должны под наблюдением аюрведического врача – вайдьи.
Промасливание и разогревание
Следующий шаг — приведение амы, крепко въевшейся в ткани, в мобильное состояние. В данном отношении Аюрведа советует две вещи. Первая — растворение амы растительными маслами, и вторая — тепло.
. По своей природе ама холодная. Следовательно, нужно идти в сауну и постараться, как следует пропотеть, используя при этом различные средства: потогонные, имбирный чай, чай из корицы. Это поможет разогреть организм и сделать аму легко выводимой.
Аюрведа приводит один интересный пример. Если вы возьмете сухую палку и попытаетесь ее согнуть, то она треснет. Сначала ее нужно промаслить, разогреть и только потом сгибать. То же самое справедливо и в отношении нашего организма. Если вы будете пытаться очищать холодный и сухой организм, то он может “треснуть”. Поэтому сначала его нужно как следует промаслить, потом разогреть, и после этого с ним можно будет делать все что угодно. Этой предварительной ступенью не стоит пренебрегать, ибо любые процедуры детоксикации в сухом организме могут вызвать отрицательный эффект.
Уравновешивание дош
Итак, сперва человек должен освободиться от токсинов, которые препятствуют не только его пищеварению, но и лечению. Никакие питательные вещества не всасываются в организм, где слишком много амы. В него не всасываются не только питательные вещества, но даже лекарства, поэтому, сколько бы человек в таком состоянии ни принимал лекарства, эти лекарства не окажут на него никакого эффекта.
Следующим шагом, после того как человек освободился от токсинов с помощью одной из описанных программ детоксикации, является уравновешивание дош. Определение пракрити – своей индивидуальной природы.
Для того, чтобы как можно скорее возвратить в равновесие возбужденную дошу для ваты, например, рекомендуется такая диета. Из пряностей ей можно употреблять сухой имбирь, фенхель, семена укропа. Они будут выводить из организма остатки глубоко въевшейся амы. Для разжигания огня нужно употреблять лимоны для кислого вкуса, каменную соль для соленого вкуса, а имбирь в качестве острого вкуса. Это необходимые компоненты для восстановления огня. Диета должна быть легкой. Пища в основном должна быть вареной, но ни в коем случае не сырая, и сопровождаться большим количеством теплого имбирного чая. Нужно заниматься йогическими упражнениями, принимать солнечные ванны и избегать сквозняков.
Для питты нужно регулярно употреблять фенхель и иногда сухой имбирь. Для разжигания огня нужно употреблять трипфалу и семя льна. Пища должна быть легкая или сырая. Люди, которые превозносят преимущества сыроедения, как правило, имеют конституцию питта. Они убедились, что сыроедение оказывает на них хороший эффект, и потому пытаются навязать это другим. Но другим оно может причинить вред. Для ваты и капхи сыроедение не подходит, но для питты это хорошо в качестве разгрузочной и уравновешивающей диеты.
Капха: для уравновешивания этой доши может употреблять из пряностей сухой имбирь или черный перец, а также индийский тмин. В диету должны входить горькие и острые специи. Нужно постараться в значительной степени ограничить себя в еде и в жидкости. Лучше пить имбирный чай и больше заниматься физическими упражнениями.
Восстановительный этап
Уравновесив доши, человек восстанавливает силы. В основном это молочные продукты и сыры. Делать это нужно уже после того, как человек избавился от избытка доши, избытка токсинов, и тогда он может приступить к восстановлению сил. Можно есть сладкие фрукты, орехи, масло. Нет никаких особых ограничений. Восстановлению разрушенных тканей способствует масленый массаж. Он должен больше спать, принимать массаж, гулять и т.д.
Если у человека несварение, то один из способов восстановления огня в желудке, джатар-агни, — это 30 минут в день посидеть в позе лотоса.
Заключение
Ама — это тоже анартха, потому что анартха значит что-то нежелательное. Пороки, недостатки, которые коренятся глубоко в сознании, впоследствии проявляются на физическом плане в виде амы или болезней.
Одно из условий, которое ставится в Аюрведе с тем, чтобы лечение проходило успешно, — человек должен в это верить. Он должен твердо верить либо в сам метод лечения, либо во врача, либо в самого себя. У него обязательно должна присутствовать вера в то, что он делает. Он должен подходить к этому с уверенностью, тогда лечение будет гораздо более эффективным.
Внешнее очищение это:
- Омовение тела утром и вечером (до восхода и после заката солнца) приятной водой. Полное омовение совершается также после дефекации, но не прямо перед сном. Сначала омываются ноги, потом голова, потом всё тело. Полное омовение тела: увеличивает продолжительность жизни, иммунитет, очищает и гармонизирует ауру.
- Омовение стоп после возвращения домой, до и после еды и перед сном.
- Полоскание рта после приема еды, разговоров и возвращения домой.
- После еды необходимо омыть водой стопы, лицо, глаза, рот для приведения организма в гармоничное состояние.
- Влажная уборка дома и особенно места, где спали, ели и готовили пищу. Можно использовать благовония.
- Уход за волосами и ногтями. И те, и другие считаются источником осквернения, поэтому проводите данные процедуры в ванной комнате, и тщательно уберитесь за собой.
- Промывание носа и глаз от слизи. Нос можно слегка подсоленной водой.
- Очищение языка языкочисткой.
- Очищение зубов. (Состав: порошок высушенных семян горчицы, мел и соль с камфарой).
- Очищение одежды стиркой или проветриванием.
- Очищение работы пожертвованием.
- Очищение еды освящением.
- Очищение сна – всепрощением и раскаянием за проделанные за день плохие поступки.
- Очищение общения передачей знания о чистоте и Боге.
- Очищение жизни выполнением долга.
Внутреннее очищение:
- Сбалансированная диета с учётом конституции человека
- Выведение амы терапевтическими методами
- Принятие препаратов для сжигания амы
- Удаление избытка дош в местах их скопления.
- Очищение сознание чтением священных писаний и повторением Имён Бога.
Слово «бог» вызывает у многих представителей западной культуры неоднозначные ассоциации – главным образом из-за того, что духовная истина нередко подвергалась искажениям и неверным толкованиям в рамках фундаменталистских религий. Это в большей степени относится к западным религиям: Иудаизму, Христианству и Исламу – с их тенденцией к религиозной исключительности, чем к восточным учениям, в которых важна открытость ума. И все же в развитии многих болезней существенную роль играет именно чрезмерный материализм, который нередко равносилен недостаточной вере в жизнь. Как правило, болезнь является нехваткой любви, в частности, заботы о себе и своем физическом теле.
Отсюда следует, что во многих случаях первым шагом к исцелению должно стать раскрытие себя божественной (космической) воле и принятие потока ее милости. Для этого нужно осознать, какова цель и значение жизни человека и ее связь с процессом развития души и духовной эволюцией всего человечества. Это предполагает поиск истины, пути и способы которого каждый избирает согласно велению собственного сердца. Нужно идти тем духовным путем, который в наибольшей степени отвечает нашей природе, при этом обязательно уважая право других следовать своим собственным путем. В этом смысл слов «исцели сначала душу», где под словом «душа» подразумевается наше внутреннее сознание.
Западная медицина стремилась устранить из лечения религиозный аспект. Этот шаг был важен и необходим для эволюции разума. Догмы организованной религии, авторитарность и стремление подавлять инакомыслие не должны вторгаться в сферу знания, где требуются свобода и объективность оценки эмпирических данных. Благодаря «освобождению медицины от оков религии» многое было обретено, однако, исключив из рассмотрения духовный аспект, западная медицина утратила нечто более существенное.
Суть исцеления – это объединение
Вера, любовь, преданность, ощущение единства и божественной природы человечества, вообще жизни – вот то, чего недостает современной медицине. Эти понятия не являются догмой, не навязывают другим какой-либо руководящей идеи, воли или дисциплины. Они даруют свободу и пространство для роста и восприятия, поток космической жизненной силы, необходимый для того, чтобы произошло исцеление. Без них мы внутренне сломлены и обессилены, и жизнь наша имеет мало смысла, нескольку в ней нет места очарованию, удивлению, красоте и цели. Большинство заболеваний в современном мире обусловлено отсутствием в нашей жизни духовного смысла. Мы попадаем в сети скуки, ищем внешние стимулы, и нет практически ничего, что питало бы наши сердца.
Болезнь является если не признаком духовного кризиса или изменения, то по меньшей мере некой духовной возможностью. Согласно Упанишадам, болезнь – высшая форма аскетизма (тапаса), при помощи которой можно прикоснуться к истине жизни и собственного «Я». Болезнь может свидетельствовать о неправильном образе действий в течение жизни, но может и указывать на то, что энергия души направлена вовнутрь. В любом случае заболевание, особенно тяжелое, требует пересмотра всей нашей жизни с духовной точки зрения. Поэтому самоанализ является первым шагом и основой распознавания причины болезни и поиска путей ее устранения.
Вся наша жизнь есть процесс обучения и самопознания
Чтобы понять причины болезни, нужно посмотреть на нее именно с этой точки зрения. Поэтому следует не только лечить болезнь, но и использовать ее в качестве инструмента познания самих себя как на поверхностном, так и на глубинном уровне. Когда раскрывается внутреннее сознание, мы обретаем внутреннюю гармонию и радость, которые помогают нам преодолевать любые внешние трудности. Именно развитие осознавания является основой для применения аюрведических лечебных методов и средств.
В Аюрведе не существует жестких и неизменных способов диагностики и лечения болезней. Она предлагает эффективные принципы, но применение их всегда индивидуально. Каждый изучающий и практикующий Аюрведу имеет право придерживаться другой точки зрения на характер или лечение той или иной болезни: это свидетельствует не о каких-то несоответствиях внутри данной системы, а лишь о ее широте.
Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи.