шапка1

Доши и конституция человека

Аюрведа и  система тридоша
Согласно философии буддизма материя состоит из 5 основных «грубых элементов»:

7

  • земля (притхви) – представляет собой твердое вещество или энергию, упакованную в вещество.
  • вода (джала) – принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества.
  • огонь (агни) – принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния.
  • воздух (ваю) – принцип движения материи или газообразного состояния вещества.
  • эфир (акаша) – субстанция пространства, аналог физического вакуума.

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырех «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела – дхату. Элементы группируются в 3 основные фундаментальные жизненные силы, – доши – которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) – принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) – принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) – принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать ее нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Согласно Аюрведе, конституция человека закладывается при зачатии. Эта конституция называется пракрити. Сам термин пракрити в переводе с санскрита означает «натура», «природа», «основа», «творческий потенциал». Основная конституция человека определяет его матрицу бытия и продолжительность жизни. На протяжении всей жизни поддерживается именно то соотношение дош, которое было во время зачатия. Это изначальная матрица человека. Разные люди могут иметь различную комбинацию дош и обладать разной конституцией, или пракрити. Этим объясняются тонкие различия между людьми: почему каждый человек уникален и почему два человека по-разному реагируют на одинаковые раздражители. Ваша пракрити уникальна, как отпечатки пальцев и ДНК. Таким образом, чтобы понимать человека, необходимо определить его пракрити. В идеале конституция человека на протяжении жизни должна оставаться неизменной. К сожалению, дело обстоит не совсем так. Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, которое затрагивает его матрицу в любое время дня и ночи. Тело постоянно стремится поддерживать динамическое равновесие с окружающей средой. Текущее состояние организма называется викрити. Хотя викрити отражает способность приспосабливаться к условиям жизни и всегда изменяется, она должна соответствовать пракрити, или врожденной конституции. Если текущая пропорция дош отличается от конституционной пропорции, это признак энергетического несоответствия, которое, в свою очередь, ведет к бо лезням. Чем дальше викрити от пракрити, тем сильнее болезнь. Викрити человека можно улучшать с помощью питания, лекарств, упражнений и медитации. Концепция пракрити и викрити может быть иллюстрирована температурой тела. У здорового человека средняя температура тела примерно 36,6 °С. Хотя разные люди могут иметь разную температуру тела, ее девиации у здоровых людей происходят в пределах нормы. Зимой температура тела может слегка понижаться, но очень ненамного. Точно так же бег трусцой в жаркий день может временно повысить температуру тела, но тоже незначительно. При усталости или простуде температура тела повышается уже существенно. Это признак того, что температура выходит за пределы нормы. Для возвращения ее в привычные границы существуют раз личные лекарства, но такое возвращение происходит насильственно. Методы посвященческой медицины позволяют добиться тех же результатов естественно, не разрушая тело химикатами и не подвергая его воздействию ядов. Температура тела в данный момент может рассматриваться как викрити, и различие между пракрити (нормальной температурой) и викрити (температурой в данный момент) определяет необходимость медицинского вмешательства. Три доши Практически во всех древних традициях утверждается, что мир состоит из пяти элементов — земли, воды, огня, воздуха, эфира, которые соответствуют пяти состояниям материи — твердообразному, жидкообразному и т. д. В аюрведической медицине считается, что пять элементов объединяются и формируют три доши, которые пред ставляют три принципа функционирования тела человека и нейроэндокринной системы. В Чарака-самхите говорится: «Человек состоит из шести сутей — земли, воды, огня, воздуха, эфира и сознания. Земля — это облик человека, вода — его влага, огонь — его тепло, воздух — прана, эфир — его аура, а его внутренняя сущность — любовь». Слово доша фонетически близко к слову «душа», и древние славяне говорили о трех видах душ в организме человека — душа с природой воды, душа с природой огня и с природой воздуха.

Согласно Аюрведе, вата-доша состоит из элементов воздуха и эфира, питта-доша- из элементов огня и воды, а капха-доша — из элементов воды и земли. Во время нашего зачатия три доши объединяются и формируют наш неповторимый тип организма и личность, ее сильные и слабые стороны — иными словами, нашу внутреннюю природу (известную как пракрити). Согласно учению Аюрведы, сохранять внутренний энергетический баланс мы можем путем поддержания определенного режима питания, физических упражнений, умственной деятельности и медитации, которая соответствует нашей изначальной пракрити. Принятые нами решения могут способствовать сохранению внутреннего равновесия, но могут и внести дисгармонию или стать причиной заболевания. Каждый из нас, в зависимости от типа конституции, по-разному реагирует на одни и те же стимулы — будь то мороженое, кусок пиццы, симфонический концерт, диета по Брэггу, спор с начальником или открытка от любимого чело века. Например, если при рождении мы получили конституцию, которая в основном находится под влиянием ваты, мы автоматически предрасположены к тревоге и потому будем совсем иначе реагировать на кофеин в чашке кофе по сравнению с более спокойным типом капха. Прежде чем продолжить, давайте разберемся, какая доша (или какие две доши) доминирует в вашей конституции. Людей под влиянием только одной доши очень немного, и у большинства есть основная доша, а также вторая, менее сильная. Полностью сбалансированная конституция, где все три доши находятся в полном равновесии, совсем большая редкость. Сравните свои результаты предыдущего теста со следующими описаниями. Вата. Наделенные стройным, жилистым, костлявым телосложением и чувствительным характером, люди с конституцией тела вата крайне чувствительны к своему окружению — они нетерпимы к громким и резким звукам, физическому дискомфорту и сквознякам. Радостные, творческие, интуитивные, легкие на подъем, разговорчивые и склонные к переменам, такие люди, похожие на птиц колибри, могут удивлять окружающих своей непредсказуемостью. Под давлением они тревожатся, возбуждаются или испытывают страх. Питта. Умные, прямые, сосредоточенные люди с конституцией питта иногда удивляют окружающих своей настойчивостью, работоспособностью и выносливостью. Уверенные в себе и альтруистичные по природе, обладающие методичным и решительным разумом, люди питта любят преодолевать препятствия и целеустремленно подходят к решению любых проблем. Они отличаются сред ним телосложением и теплой кровью, не выносят жару. В условиях стресса они злятся, становятся критичными или резкими. Капха. Этот тип конституции характеризуется крепким, солидным телосложением и спокойными, тихими и приятными манерами. По природе добрые и сострадательные, такие люди реагируют на давление извне, зарываясь головой в песок, они становятся упрямыми и молчаливыми. Их движения медленны, ровны и изящны, как у лебедя. Большинство людей скажут о человеке с конституцией капха, что он «расслабленный» или «ленивый». Вата-питта. Подобно людям с чистым типом конституции вата, люди вата-питта обычно худы, разговорчивы, легки на подъем, хотя они более сосредоточенны и предприимчивы и не такие нервные. Поскольку тепло питты стимулирует кровообращение, они более терпимы к холоду. Питта-вата. Этот тип конституции обладает более сильным, средним телосложением, как у конституции питта, быстрыми движениями и выносливостью. Таких людей можно назвать настойчивыми и самоуверенными. Они любят сталкиваться с трудностями и решать проблемы. Однако в неуравновешенном состоянии и при стрессах они пугаются и злятся, а также становятся напряженными, неуверенными и сердитыми. Питта-капха. Такие люди обычно обладают крупным телом, свойственным типу капха, и сильными и сосредоточенными манерами типа питты. Люди типа питта-капха от природы энергичные и живые (питта), а также выносливые и спортивные (капха). Обычно они обладают критическим настроем и склонностью к гневу, свойственным питте, а не спокойствием и безмятежностью капхи. Капха-питта. У таких людей сильная мускулатура, но чуть больше жира, чем у людей типа питта-капха, что делает их внешне более округлыми. Уровень энергии у них стабильный, они склонны быть более расслабленными, ленивыми и не такими активными, как люди питта-капха. Вата-капха. Наделенные худым, жилистым телосложением типа вата и спокойным, расслабленным характером капхи, люди этого типа обычно отличаются ровным темпераментом, но в условиях стресса склонны к тревоге и беспокойству. При необходимости они умеют действовать быстро и эффективно, но имеют и склонность откладывать дела на потом. И вата, и капха — холодные доши, поэтому у таких людей часто наблюдается медленная и нерегулярная работа органов пищеварения. Кроме того, они плохо переносят холодную погоду. Капха-вата. Этот тип конституции отличается более медленными движениями, чем вата-капха и обычно более крепким телосложением. Такие люди спокойнее и расслабленнее, чем люди с конституцией вата-капха, обладают большей выносливостью и склонностью к занятиям спортом. Они также страдают от проблем с пищеварением и от холодной погоды. Вата-питта-капха. Если ваш тип конституции оказался редким случаем равновесия между всеми тремя дошами, это и хорошо, и плохо одновременно. Пока вам удается сохранять баланс, вы буде те отличаться хорошим здоровьем, иммунитетом и долголетием. Однако, если внутреннее равновесие нарушается, вернуть три доши в состояние баланса иногда под силу только волшебнику. Мы не в состоянии изменить пропорции дош, с которыми родились, но для того, чтобы стать цельной личностью, нам следует усвоить уроки каждой из дош и воплотить их в жизнь. Не думайте, что одна доша лучше другой — они просто разные. Вата характеризуется спонтанностью, чувственностью, воображением, творчеством и интуицией; питта дает нам разум, уверенность, дисциплину и напор; тогда как от капхи мы получаем способность быть верным, симпатию, любовь, способность прощать, храбрость и спокойствие.

В соответствии с этими вариантами Аюрведа выделяет 10 конституционных типов:

1) Вата,

2) Питта,

3) Капха,

4) Вата-Питта,

5) Питта-Вата,

6) Питта-Капха,

7) Капха-Питта,

8) Вата-Капха,

9) Капха-Вата,

10) Вата-Питта-Капха.

Интересен тот факт, что три конституционных компонента, а именно, Вата, Питта, Капха соотносятся с теми типами конституций, которые приняты в современной терапии: астеником, гиперстеником и нормостеником. Но учение о дошах является более глубоким. Она затрагивает не только анатомию, но и физиологию, сознание, эмоциональную сферу, психологию, биохимию.

Аюрведа в Ростове-на-Дону, Лечение выпадения волос, Аюрведа лечение, Аюрведический массаж, похудение, лишний вес, антицеллюлитный массаж, широдара, широдхара, индийский массаж, амла, индийские масла для волос, лечение от облысения, пилинг, косметология

Dorus.ru


Copyright © 2016. All Rights Reserved.